Сотни жителей Шанхая вышли на улицы в знак протеста против политики, проводимой властями Китая. Демонстранты требовали прекращения блокировок, длительных карантинов и массового тестирования на коронавирус.
Протест китайцев связан с пожаром в Урумчи, столице провинции Синьцзян. Пожар унес жизни 10 человек. В день происшествия протестовали и в самом Урумчи. Предполагается, что трагедия произошла из-за политики «нулевого covid» и плохой работе аварийных служб.
Цензура в соцсетях
В знак протеста шанхайцы собрались на улице, названной в честь города Урумчи. Демонстранты почтили память жертв пожара цветами, скандировали антиправительственные лозунги и требовали отставки Си Цзиньпина и всей Коммунистической партии.
Произошли массовые столкновения с полицией, в ходе которых были арестованы несколько человек. Однако интернет-цензура удалила из китайских социальных сетей информацию о беспорядках.
Хаос на улицах Поднебесной
Протесты произошли в провинциальных городах Сиань и Ухань. В Пекине на улицы вышли несколько сотен студентов Университета Цинхуа. Согласно последним данным, протестующие пели гимн и выкрикивали антиправительственные лозунги. Стены университета были разрисованы надписями такого же характера.
Эти демонстрации являются не первым возражением против политики «нулевого covid». Жители Шанхая уже выражали недовольство несколько месяцев назад в период локдауна, который привел к нехватке продовольствия в 25-миллионном мегаполисе.
Беспорядки в Гуанчжоу
В городе Гуанчжоу также были стычки полиции с участниками протестов против пандемических ограничений. В социальных сетях появились видеозаписи произошедшего.
По данным агентства Reuters, которое проверило записи, драка с полицейскими произошла в районе Хайчжу. Одетые в защитные санитарные костюмы, сотрудники правопорядка вышли на улицы, где жители снесли заборы, установленные ранее в связи с пандемией. На видеозаписях видно, как в сторону полиции летят различные предметы, в том числе части забора. Чтобы остановить толпу, сотрудники использовали слезоточивый газ.
В настоящее время разыскиваются люди, участвующие в демонстрациях. Полицейские проверяют телефоны случайных людей в метро и на улицах, требуя удалить неподходящий, по их мнению, контент.
Также жители заявили, что полиция забирает телефоны у гражданских, чтобы узнать, есть ли у них виртуальные частные сети (VPN) и приложение Telegram, которое использовалось протестующими.
Приложения VPN являются незаконными на территории Китая, в то время как мессенджер Telegram официально заблокирован в китайском интернете.
Обострение ситуации
Растущее недовольство строгой политикой профилактики COVID через три года после пандемии переросло в крупные протесты в городах, расположенных на расстоянии тысяч километров друг от друга.
Самый большой гражданский мятеж в материковом Китае с тех пор, как президент Си Цзиньпин пришел к власти десять лет назад, происходит в тот момент, когда число случаев COVID достигает рекордных значений, и во многих городах введены новые блокировки.
Экономический спад
COVID в Китае распространяется, несмотря на все усилия правительства. Цель политики нулевого COVID – ликвидировать вспышки заболевания и поддерживать строгий пограничный контроль. Однако блокировки привели к крупнейшему экономическому спаду, который Поднебесная испытала за последние десятилетия. В результате были нарушены глобальные цепочки поставок, а финансовые рынки до сих пор находятся в состоянии потрясения.
Аналитики ожидают, что рост потребительских расходов в Китае замедлится, отчасти из-за беспрецедентного снижения доверия граждан к властям. В стране по-прежнему сохраняется относительно высокий уровень безработицы. Это может повлиять на спрос на бытовую электронику и другие продукты, производимые американскими компаниями.
Многие китайцы сменили потребительский образ жизни и обращают внимание в пользу товаров первой необходимости, а также стараются делать покупки на распродажах и по выгодным ценам.
В последние дни цены на акции на азиатских рынках выросли, поскольку появились неподтвержденные слухи о том, что беспорядки могут привести к ослаблению ограничений COVID.